Содержание курса
О проекте Теоретический материал Тестирование Архив задач
Войти в личный кабинет
О проекте


Преподавателям


10 класс

1. Ввод-вывод (4 часа)

История появления языка Pascal и причины его популярности. Опции меню среды ТР7. Структура программы, описание и преобразование типов, действия над типами, команды ввода и вывода информации.

Основные понятия. Тип переменной (integer, real, char, string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln, write, writeln, позиционный вывод целых и вещественных чисел, стандартные процедуры и функции языка (div, mod, round, trunk, sqrt, sqr, sin, cos, tg, ln, lg, randomize, random, abs)

2. Графика (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с историей появления языка Pascal и причинами его популярности. Научить пользоваться опциями меню среды ТР7. Познакомить учащихся со структурой программы, описанием и преобразованием типов, действиям над типами, командами ввода и вывода информации.

Основные понятия. Тип переменной (integer, real, char, string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln, write, writeln, позиционный вывод целых и вещественных чисел, стандартные процедуры и функции языка (div, mod, round, trunk, sqrt, sqr, sin, cos, tg, ln, lg, randomize, random, abs)

3. Условные операторы (6 часов)

Основные цели. Научить учащихся составлять алгоритмы, в которых используется выбор альтернативы. Показать, что существуют задачи, в которых необходимо использовать несколько условных операторов, вложенные условные операторы.

Основные понятия. Команды if..then; if..then..else, case, case..else. Полный, неполный, простой, составной условный оператор, логические связки (or, and, not), логические выражения. Вложенный условный оператор.

4. Циклы (8 часов)

Основные цели. Рассказать учащимся о необходимости использования циклических алгоритмов. Объяснить, как записываются, и как работают отдельные циклические команды. Показать отличия между циклами for, while, repeat. Продемонстрировать, как можно записать один и тот же фрагмент программы с использованием различных циклов. Научить решать задачи с использованием вложенных циклов. Объяснить, что неправильная запись команды может привести к зацикливанию.

Основные понятия. Циклы for..do, while..do, repeat..until, параметр цикла, тело цикла, зацикливание, условие выполнения (окончания) цикла, вложенные циклы.

5. Целочисленная арифметика (4 часа)

Основные цели. Показать на примерах свойства натуральных чисел. Научить решать задачи.

Основные понятия. Простое, совершенное, автоморфное, дружественное, симметричное числа; числа близнецы, палиндромы, числа ряда Фибоначчи.

6. Процедуры и функции (6 часов)

Основные цели. Объяснить, что такое метод пошаговой детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются и чем они отличаются. Объяснить, в каких случаях удобно использовать процедуры, а в каких функции. Научить записывать рекурсивные алгоритмы.

Основные понятия. Метод пошаговой детализации, процедура, функция, формальные и фактические параметры, механизм передачи параметров по ссылке и по значению, глобальные и локальные переменные.

7. Рекурсия (4 часа)

Основные цели. Объяснить, что такое метод пошаговой детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются и чем они отличаются. Объяснить, в каких случаях удобно использовать процедуры, а в каких функции. Научить записывать рекурсивные алгоритмы.

Основные понятия. Рекурсивный алгоритм, прямая и косвенная рекурсия, организация выделения стека.

8. Одномерные массивы (6 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся со структурным типом данных — массивами. Показать преимущество использования массивов при решении ряда задач. Научить решать задачи с использованием алгоритмов обработки массивов с применением циклов.

Основные понятия. Тип массив, одномерный массив, элемент массива, индекс элемента.

9. Двумерные массивы (6 часов)

Основные цели. Ввести понятие двумерного массива. Дать отличия от одномерных массивов. Научить решать задачи с использованием двумерных массивов.

Основные понятия. Двумерный массив, строка и столбец массива.

10. Алгоритмы сортировки (6 часов)

Основные цели. Познакомить учащихся с правилами сортировки массивов и основными методами сортировки.

Основные понятия. Сортировка массива. Методы сортировок массивов.

11. Строки (6 часов)

Основные цели. Познакомить учащихся с типом String и функциями, выполняемыми над этим типом. Научить решать задачи предложенные учителем.

Основные понятия. Тип String. Функции pos, insert, val, str, copy, delete, length.



11 класс

1. Множества (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с понятием множества в Паскале. Научить выполнять операции над множествами. Показать эффективность применения множеств при решении ряда задач.

Основные понятия. Множество, объявление множества, базовый тип элементов множества, множественные выражения, объединение, пересечение, разность двух множеств, операции отношения.

2. Записи (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с комбинированным типом данных. Объяснить, что значение комбинированного типа состоит из нескольких компонент, которые могут иметь разные типы, в том числе и тип массива. На примерах показать алгоритмы работы с данными типа record.

Основные понятия. Тип Record. Оператор With.

3. Типизированные файлы (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с типизированными файлами и дать процедуры и функции работы с типизированными файлами.

Основные понятия. Seek, Truncate, FilePos, FileSize.

4. Текстовые файлы (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с текстовыми файлами. Научить решать задачи.

Основные понятия. Файл, имя файла, путь к файлу, процедуры и функции работы с текстовыми файлами: text, assign, Reset, Rewrite, Close, Erase, rename, IOResult, eof, eoln, read, readln, append, eoln, write, writeln.

5. Нетипизированные файлы (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с не типизированными файлами и дать процедуры и функции работы с нетипизированными файлами.

Основные понятия. File, BlockRead, BlockWrite.

6. Указатели. Списки. (6 часов)

Основные цели. Рассказать о статических и динамических переменных. Ввести понятия указателя, списка указателей.

Основные понятия. Динамические переменные, указатели, команды new, dispose, nil, тип pointer.

7. Стеки. Очереди. (6 часов)

Основные цели. Ввести понятия списка, стека, очереди. Рассказать основные операции применимые к стекам, очередям, спискам.

Основные понятия. Стек, очередь, список.

8. Деревья (4 часа)

Основные цели. Ввести понятия списка, стека, очереди. Рассказать основные операции применимые к стекам, очередям, спискам.

Основные понятия. Двоичное дерево, упорядоченное дерево.

Экзамен (4 часа)

2003—2012 © Группа «Vimedia»
Проект «Pascaler» — лучший на ХI Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием «Шаг в будущее», Россия, Москва, 12 – 16 апреля 2004г.