![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
О проекте
|
Проскурякова Светлана Геннадьевна, Личностно-ориентированный подход к обучению программированиюНаступило такое время, когда человека нельзя назвать образованным, если он не знает, как работать на компьютере и не знаком хотя бы с одним языком программирования. Поэтому в гимназии с каждым годом уделяется все больше и больше внимания преподаванию информатики и программирования. Одновременно при гимназии существуют группы учащихся 8-10 классов других школ города, где мы обучаем программированию. При формировании групп несомненно учитывается возраст детей. Но дети имеют различные возможности и уровень успеваемости в школе, поэтому, хотя этот язык и считается простым, многим школьникам он дается с трудом. Вот здесь и встает задача личностно-ориентированного обучения. Общие цели обучения программированию, являющейся частью информатики, определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Образовательная и развивающая цель дать каждому школьнику начальные фундаментальных знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества. Практическая цель - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т.е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы. В целях профориентации курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ЭВМ и информатикой. Воспитательная цель обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом. В нашей гимназии информатика изучается с первого класса по одиннадцатый.
Программирование наиболее традиционная сфера деятельности при организации профильно-ориентированных курсов информатики. На начальном этапе программирование было процедурным (языки Фортран, Бейсик), а уже в усовершенствованном виде- структурным (Паскаль). Существуют сейчас и принципиально другие виды программирования (например, объектно-ориентированное программирование). Рекомендуется при углубленном изучении программирования не ограничиваться одним подходом. В нашей гимназии последовательно изучаются несколько языков программирования: СИ-IBM, школьный алгоритмический язык KUMIR, язык высокого уровня PASCAL и визуальное программирование на базе Visual Basic. Остановлюсь подробнее на курсе «Программирование». В задачи курса входят:
Каждый преподаватель ищет различные приемы работы и по-своему решает эту проблему. В 1997 году я начала разрабатывать учебно-методические пособия по каждой изучаемой теме. Пособия должны были удовлетворять следующим требованиям:
Составив первые пять пособий, я увидела в них своих больших помощников. Они позволяют способным учащимся опережать программу, другим не торопясь разобраться в теме. Я старалась расположить материал темы от простого к сложному и объяснить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя участником диалога. Для этого я задаю ему вопросы и задания, которые он должен сделать в тетради, направляю к компьютеру протестировать решение задачи и сделать вывод, привожу примеры из жизни и предлагаю использовать в программах не только нужные, но и интересные процедуры, поддерживаю творчество своих учащихся. Поиск новых подходов к обучению программированию превратился в эксперимент, который проходил с 1997 по 2002 год. 1 этап 1997г.
2 этап 1998-1999 гг.
3 этап 1999-2000 гг.
4 этап 2000-2001 гг.
5 этап 2001-2002 гг.
Применение на занятиях учебно-методических пособий позволяет:
Основные принципы: I Сохранение основных дидактических требований к современному уроку:
II Сохранение основных психологических требования к уроку:
III Использование принципов развивающего обучения:
IV Особенности самоорганизации учителя:
V Организация познавательной деятельности учащихся:
Результаты опыта апробации Программированию мы учим детей 9-11 классов и при формировании групп уже учитывается их возраст, наличие различных возможностей и уровень. Хотя этот язык и считается учебным и относительно простым, многим школьникам он дается с трудом. Вот здесь и встает задача, над которой работает весь коллектив нашего Центра НИТ «Северная звезда» и высшая гимназия-лаборатория Салахова в целом, задача личностно-ориентированного обучения. В 1997 году возникла, а в 2002 была реализована идея: разработать учебно-методические пособия по каждой изучаемой теме. Пособия должны не только удовлетворять современным требованиям к уровню обучения программированию, но и решать индивидуальные проблемы учащихся при изучении текущей темы. Можно отметить результаты эксперимента:
На данный момент мною создан учебно-методический комплект, который в прошлом году прошел городскую экспертизу, где были получены отзывы:
В результате был получен сертификат, дающий право на преподавание этой дисциплины в нашей гимназии. В этом учебном году я со своими учениками 11 класса (Большаковым Антоном, Сысоевым Сергеем и Понамаревым Ильей) сделали сайт по программированию. Сайт включает в себя методические материалы для учителя, объяснения теоретического материала для учеников, тесты по основным темам программирования, тексты и запускные файлы программ-примеров, мультимедийные и графические элементы, лучшие работы моих учеников. В ноябре 2003 года мы участвуем во всероссийском конкурсе образовательных сайтов в номинации «Образование. Естественно-математическое направление» и хотим получить оценку своей работы. Своей основной целью в своей педагогической деятельности я ставлю развитие индивидуальных способностей и творчества учащихся. При создании учебных пособий по каждой теме курса я попыталась собрать в них наиболее эффективные, самые разнообразные задания и задачи, которые при использовании для обучения конкретного ученика могли бы учитывать его уникальные особенности, интересы, склонности. При изучении первых трех тем основной моей задачей является выявление психофизических особенностей своих учеников, которые в последствии я буду использовать в процессе работы над тем или иным материалом. В это время я выясняю, что представляет собой мой ученик, какая у него семья, чем он занимается в свободное время, что он знает о своем компьютере и т.д. Для меня очень важна доброжелательная атмосфера в коллективе, чтобы каждый мой ученик не боялся ошибиться, свободно высказывал свое мнение. В это время я выясняю индивидуальные предпочтения каждого ученика в работе с материалом. Кто-то любит сам разбираться, кому-то нравиться, что я ему рассказываю, кто-то готовит для меня несколько важных для него вопросов, кому-то нужно придумать и набрать пример программы, кто-то любит почертить со мной на доске. Конечно, вид и форма объяснения материала определяется его содержанием, требованиям к его усвоению. Единственное постоянное требование к ученику это его знания, умения и навыки, а пути их достижения каждым учеником различные. После изучения нескольких тем, мне не нужно навязывать ученику решение задачи (как в традиционном уроке), а он сам выбирает из предложенных наиболее интересующие его задания по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявляет себя. При подготовке к урокам я заранее планирую возможные вариантные типы общения, формы сотрудничества не только между мной и учеником, но и между учениками, учитывая их дружеские отношения или решение задач на одну тему. Особое внимание я уделяю развитию речи своих учеников, т.к. для большинства представляет сложность объяснение алгоритма решения задач, использование в своей речи специфичных компьютерных и языковых терминов, формулирование вопроса и ответа. Поэтому я обязательно с 1-2 учениками за занятие регулярно работаю над решением этой проблемы. Ребенок должен знать, что учитель уважительно относится к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, что обсудит детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации, а в равноправном диалоге. И мою задачу я здесь вижу в обобщении этих версий, выделении и поддержании тех из них, которые наиболее соответствуют научному содержанию урока, целям и задачам обучения. В этих условиях ученики стараются быть услышанными, не бояться высказывать по затронутой теме, предполагают свои варианты ее содержательного обсуждения. Наряду с традиционными методами обучения разработке алгоритма я применяю метод открытых программ. Метод открытых программ модель, представляющая некоторый класс программ и предназначенная для передачи ученикам знаний об их структуре и назначении и для присвоения обучаемыми опыта творческой деятельности разработки программ. В почти каждую открытую программу я включаю какую-нибудь учебную трудность, например:
Проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, заставляет меня быть одновременно предметником и психологом. В этом случае должен уметь осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становление. Надеюсь, что сайт поможет и другим учителям решать на уроке программирования все поставленные ими задачи, а ученикам самостоятельно осваивать основы прекрасного, интересного предмета «Программирование». | |||||||||||||||||||||||||||
Проект «Pascaler» лучший на ХI Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием «Шаг в будущее», Россия, Москва, 12 – 16 апреля 2004г.
|