Pascaler
О проекте Теоретический материал Тестирование Архив задач
Войти в личный кабинет



О проекте


Преподавателям


Тема: Решение задач.

Выберите с учителем задачи.

Для их решения используйте как пройденный материал, так и материал ниже следующих занятий:

  1. Даны координаты вершин четырехугольника ABСВ. Найти сумму длин его диагоналей. Данные для ввода: A(0,1), B(2,5), C(4,8), D(2,0).


  2. Найти сумму площадей треугольников ABC и МНР, заданных координатами вершин. Данные для ввода: А(0;1), В(3;1), С(4;2), М(6;7), Н(4;3), Р(3;8).


  3. Найти сумму периметров треугольников ABC и МНР, заданных координатами вершин. Данные для ввода: А(0;1), В(3;1), С(4;2), М(6;7), Н(4;3), Р(3;8).


  4. Вычислить 1!+2!+3!+......+N! . Вычисление факториала организовать как функцию fact(var r:integer):longint.


  5. Составить программу поиска большего из трёх чисел, с использованием процедуры поиска большего из двух чисел.


  6. Определить длину окружности С и площадь круга S, удаление L центра окружности от начала координат О. Координаты центра окружности равны X и Y, радиус R. Вычисление С, S, L оформить в виде процедуры.


  7. Составьте функцию для определения значений n!, m!,(n-m)!


  8. Напишите функцию CUBЕ, которая возвращает куб ее числового параметра.


  9. Напишите функцию, которая возвращает объем сферы, радиус которой передается как параметр.


  10. Для заданного х составить алгоритм вычисления значения выражения:


  11. Для заданного х составить алгоритм вычисления значения выражения:


  12. Напишите функцию CUBЕ, которая возвращает куб ее числового параметра.


  13. Составьте программу для определения значений n!, m!,(n-m)!


  14. Вычислить 1!+2!+3!+......+N! . Вычисление факториала организовать как функцию fact (var r:integer) : longint.


  15. Напишите функцию, которая возвращает объем сферы, радиус которой передается как параметр.


  16. По координатам вершин двух треугольников, определите их площадь и выведите на печать площадь максимального треугольника.Вычисление длины стороны, площади треугольника оформите в виде функций.


  17. Дана отрезки а, b, c, d. Для каждой тройки отрезков, из которых можно построить треугольник, напечатайте площадь данного треугольника. Воспользуйтесь функциями определения возможности создания треугольника и вычисления площади.


  18. С клавиатуры вводятся числа, до тех пор, пока не будет введено первое отрицательное число. Определите, сколько чисел из входного потока, равно сумме кубов своих цифр. При решении задачи используйте функцию, которая будет проверять, равно ли натуральное число сумме кубов своих цифр.


  19. Напишите функцию логического типа, проверяющую, являются ли все цифры, входящие в натуральную запись, числа N различными.


  20. Даны два натуральных числа. Проверить, является ли второе число перевертышем первого.


  21. Составьте программу подсчета числа всех натуральных чисел, меньших М, квадрат суммы цифр которых равен Х.


  22. Составьте программу подсчета числа всех натуральных чисел, меньших М и делящихся на каждую из своих цифр.


  23. Составьте программу нахождения наименьшего натурального N-значного числа Х (X>=10), равного утроенному произведению своих цифр.


  24. Дано натуральное число. Определите, сколько четных цифр используется в записи этого числа.


  25. Дана последовательность К чисел. Определите, сколько чисел этой последовательности содержит в своей записи все цифры больше некоторого числа n введенного с клавиатуры.


  26. Для последовательности вводимых с клавиатуры чисел, выведите суммы цифр каждого введенного числа. Признак конца ввода - число -1.

Для любознательных

Особенности использования процедур и функций.

Опережающее описание процедуры (директива Forward)

Описание процедуры, содержащее вместо блока операторов директиву Forward, называют опережающим описанием.

С помощью этой директивы Вы можете объявить заголовок некоторой процедуры или функции, не описывая при этом основной блок подпрограммы.

Возможность создавать "опережающее описание" для процедур позволяет решать проблемы следующего рода: предположим, в некоторой программе Вы используете две процедуры с именами Proc1 и Proc2, причем процедура Proc1 использует вложенную процедуру Proc2, а процедура Proc2 в свою очередь использует процедуру Proc1. Т.к. Вы не можете использовать необъявленную ранее процедуру, то у Вас возникает проблема, связанная с необходимостью развязать "зацикленные" друг на друге процедуры Proc1 и Proc2. Использование директивы Forward при объявлении процедуры Proc1 позволяет решить эту проблему.

Program Primer;
. . .

Procedure Proc1 (список формальных параметров); Forward;{заголовок первой процедуры}
Procedure Proc2 (список параметров); {заголовок второй процедуры}
Begin{Основной блок процедуры Proc2}
  . . .
  Proc1 (список фактических параметров); {Вызов процедуры Proc1}
  . . .
End;

Procedure Proc1 (список параметров);
Begin{Основной блок процедуры Proc1}
  . . .
  Proc2 (список фактических параметров); {Вызов процедуры Proc2}
  . . .
End;

Begin
  . . . {Тело основной программы}
End.

Процедуры с ближним и дальним адресом вызова

Турбо Паскаль поддерживает две модели вызова процедур - ближнюю Near и дальнюю Far. Между этими двумя моделями существует ряд различий. Процедуры, созданные с использованием модели Near, получаются более быстродействующими, но могут быть вызваны только из модуля, в котором они описаны.

Процедуры, созданные с использованием модели Far, могут быть вызваны из любого места программы. Недостатком этих процедур является их медлительность.

Компилятор на основе составленного описания процедуры может автоматически выбирать оптимальную модель вызова. Если же при разработки программы возникла необходимость задать данной процедуре конкретную модель вызова, то в описании данной процедуры перед ее основным блоком необходимо указать директиву Near или Far.

Параметры-процедуры и параметры-функции

Турбо Паскаль позволяет рассматривать функции и процедуры как объекты, которые можно присвоить переменным и которые могут выступать в качестве параметров.

Как только процедурный тип определен, можно объявлять переменные этого типа. Такие переменные называются процедурными переменными. Они могут быть использованы в качестве формальных параметров при вызове процедур и функций. Подобно тому, как целочисленной переменной можно присвоить целочисленное значение, процедурной переменной можно присвоить процедурное значение.

Как и во всех других операциях присваивания, переменная в левой части и переменная в правой части оператора присваивания должны быть совместимыми по присваиванию. для того чтобы считаться совместимыми по присваиванию, процедурные типы должны иметь одинаковое число параметров, параметры в соответствующих позициях должны быть тождественных типов; наконец, типы результатов функций должны быть идентичны.

Процедуры и функции должны быть объявлены с директивой Far (использование дальнего типа вызова подпрограмм) и откомпилированы в состоянии {$F+}. А также они не должны быть:

  • стандартной подпрограммой;


  • вложенной подпрограммой;


  • Inline процедурой или функцией (п/программы, записанные в машинных кодах);


  • Interrupt процедурой или функцией (п/программы обработки прерываний).

При использовании параметров-процедур или параметров-функций в списке перед соответствующими формальными параметрами указывается зарезервированное слово Procedure или Function.

Например,

Procedure Exampl(k,l : integer; Var M : real; Procedure Prob; Function Step : real);

В списке формальных параметров процедуры Exampl:

k, l - параметры-значения;
M - параметр-переменная;
Prob - параметр-процедура;
Step - параметр-функция.

При вызове подпрограммы на место формальных параметров-процедур и параметров-функций осуществляется подстановка соответствующих фактических процедур или функций.

Параметры процедурного типа особенно полезны в ситуациях, когда над множеством процедур или функций выполняются общие действия.

Например, посмотрите программу, которая с помощью одной и той же процедуры печати таблицы выводит на экран три таблицы арифметических функций (сложения, умножения и произведения суммы на разность чисел), каждая из которых выполняется отдельной функцией.

Program ProcType;
Type
  Func=Function(x, y : integer) : integer;{Описание процедурного типа}
{$F+};{Директива компилятору на использование дальнего типа вызова п/программ}

Function Add(x, y :integer) : integer;
Begin
  Add := x+y;
End;

Function Mult(x, y :integer) : integer;
Begin
  Mult := x+y;
End;

Function Funny(x, y :integer) : integer;
Begin
  Funny := (x+y)*(x-y);
End;

{$F-};
Procedure Tab(w,h : integer; Operation : Func);
Var
  x, y : integer;
Begin
  for y := 1 to w do
    begin
      for x := 1 to w do
        write(Operation(x,y):5);
        writeln;
    end;
End;

Begin
  Tab(10,10,Add);
  Tab(10,10,Mult);
  Tab(10,10,Funny);
End.

В данной программе процедура Tab представляет собой общее действие, выполняемое над параметрами-функциями Add, Mult, Funny. После запуска программы сначала вызывается процедура Tab для фактических параметров 10, 10 и Add, в результате чего формальным параметрам х и y присваиваются значения чисел 10 и 10, а формальному параметру Operation процедурного типа Func присваивается имя фактической функции Add. В результате этого на экран будет выведена таблица сложения от 1 до 10. Затем процедура Tab вызывается к исполнению для фактических параметров 10, 10 и параметра-функции Mult, в результате этого на экран будет выведена таблица умножения от 1 до 10. Аналогично вызов процедуры Tab с параметрами 10, 10 и Funny даст в результате на экране таблицу произведения суммы на разность чисел от1 до 10.

Задание. Введите текст этой программы, запишите полученный файл на диск и откомпилируйте его. после того как компиляция выполнится успешно, исполните программу в пошаговом режиме с заходом в процедуры и пронаблюдайте за вызовом функций вычисления суммы, произведения двух чисел или произведения их суммы и разности. Обратите внимание на исполнение оператора write(Operation(x,y):5), как в зависимости от фактического значения параметра-функции Operation процедурного типа Func осуществляется вызов различных функций Add, Mult или Funny. Попробуйте удалить строку с директивой компилятору об использовании дальнего типа вызова или возьмите в фигурные скобки описание процедурного типа Func и пронаблюдайте за результатом. В случае появления ошибок нажатием клавиши F1 получите справку о причинах ошибки и рекомендацию на коррекцию.

Модули, созданные программистом.

Программы, написанные Вами и оформленные в виде готовых к употреблению процедур и функций, можно применять в других программах. Основная концепция такого подхода заключается в объединении своих процедур и функций в собственные библиотеки, которые могут подключаться к разрабатываемым программным продуктам.

Таким образом мы подошли к понятию модуля Unit. До сих пор Вы имели дело с встроенными модулями. Теперь Вы научитесь подключать к программе библиотеки, которые были созданы Вами.

Использование модулей считается прогрессивным подходом в программировании, т.к. модуль компилируется независимо от программы, а поэтому время компиляции для больших программ может существенно сократиться, что очень важно при отладке программ.

Модуль (Unit) - программная единица, текст которой компилируется независимо. Модуль включает в себя определения констант, типов данных, переменных, процедур и функций, доступных для использования в вызывающих программах. Однако внутренняя структура модуля скрыта от пользователя.

Модуль модно разделить на несколько разделов: заголовок, интерфейсная часть, реализационная часть, инициализационная часть.

Заголовок модуля

Unit <Имя модуля>;
{$N+} <Глобальные директивы компилятора>;

Интерфейсная часть

Interface
  Uses<список подключаемых модулей>;
  Const<описания констант, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;
  Type<описания типов, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;
  Var<описания переменных, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;
  Procedure<Заголовки процедур, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;
  Function<Заголовки функций, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;

Реализационная часть

Implementatoin
  Uses<список подключаемых модулей>;
  Const<описания констант, определенных в данном модуле и недоступных для других модулей>;
  Type<описания типов, определенных в данном модуле и недоступных для других модулей>;
  Var<описания переменных, определенных в данном модуле и недоступных для других модулей>;
  Procedure<реализация процедур, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;
  Function<реализация функций, определенных в данном модуле и доступных для других модулей>;
  Procedure<реализация процедур, определенных в данном модуле и недоступных для других модулей>;
  Function<реализация функций, определенных в данном модуле и недоступных для других модулей>;

Инициализационная часть

Begin<Слово Begin необходимо, если имеются операторы в следующей части программы>
  <часть модуля, исполняемая при его подключении (необязательна)>
End.

Заголовок модуля

Заголовок модуля мало чем отличается от заголовка программы. В модуле вместо зарезервированного слова Program используется слово Unit. Здесь же могут присутствовать директивы компилятору, дающие общие установки для всего модуля.

При выборе имени модуля необходимо учитывать одну особенность: имя модуля должно совпадать с именем файла, в котором он хранится, а значит имя модуля не может состоять более чем из 8 символов. А также не забывайте, что имя не должно совпадать с именами объектов (процедур, функций и др.).

Интерфейсная часть

В этой части описываются все константы, типы данных и переменных, процедуры и функции, доступные в этом модуле для использования внешними программами.

Интерфейсная часть модуля несет всю информацию, необходимую для использования процедур и функций, определенных в модуле.

Указав в операторе Uses имена уже существующих готовых модулей, можно сделать их доступными для использования. Аналогично здесь описываются доступные из вне и необходимые для описанных процедур и функций определения типов данных, констант и переменных.

Все процедуры и функции, доступные для общего пользования и определенные в данном модуле, должны быть описаны в интерфейсной части своей строкой-заголовком с указанием типов параметров. Сам текст программы этих процедур и функций находится (с дубликатом их заголовка) в реализационной части.

Примечание. Интерфейсная часть может быть пуста.

Реализационная часть

Реализационная часть - это часть, в которой определяются процедуры и функции. Точно так же, как и внутри обычной программы, Вы можете определить здесь глобальные (для модуля) переменные, типы данных и константы наряду с определением процедур и функций. Определенные здесь типы данных и структуры данных недоступны извне и могут использоваться для своих нужд только программами, входящими в реализационную часть.

Реализационная часть также может быть пустой.

Инициализационная часть

Инициализационная часть представляет собой основной блок модуля. Приведенные в ней операторы выполняются первыми, т.е. они выполняются перед операторами основного блока главной программы, в которую включен данный модуль.

Примечание. Создание собственного модуля не является обязательным для учащегося.

Вернуться назад
2003—2012 © Группа «Vimedia»
Проект «Pascaler» — лучший на ХI Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием «Шаг в будущее», Россия, Москва, 12 – 16 апреля 2004г.