![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О проекте
|
Тема: Самостоятельное решение задач.Выберите с учителем задачи для самостоятельного решения из предложенного ниже списка.
Творческое задание. Придумайте собственную задачу по данной теме и решите ее. Приготовьте листинги решенных и проверенных учителем задач. Проверьте свои знания, ответив на ниже следующие вопросы. Контрольные вопросы
Для любознательныхТекстовый режим. Модуль CRT. Работа с цветом. Работа с экраном и курсоромСредства управления экраном образуют один из важнейших элементов программирования для IBM-совместимых персональных компьютеров, что обусловлено прежде всего необходимостью организации удобного взаимодействия программы с ее пользователем. Любая сколько нибудь серьезная программа в настоящее время должна иметь достаточно развитый и продуманный экранный "видеообраз", с помощью которого реализуется интерфейс с пользователем. Рассмотрим общие принципы организации отображения информации на экран дисплея. Формирование изображений на экране производится дисплейным адаптером, который представляет собой специализированный микропроцессор с собственной памятью, регистрами и наборами команд. Интерфейс с адаптером реализуется ядром операционной системы (BIOS), который управляет адаптером, записывая значения в его память, устанавливая состояние регистров и инициируя выполнение команд. Со своей стороны BIOS предоставляет прикладным программам (и операционной системе) возможности управления дисплейным адаптером посредством функций прерывания 10h (видеосервис). Некоторые из них мы рассмотрим. Заметим, что память дисплейного адаптера включена в общее пространство компьютера и тем самым доступна напрямую и для прикладных программ. Данное обстоятельство весьма существенно, так как содержимое этой памяти непосредственно отображается на экране. Зная правила "кодирования" изображения в памяти адаптера и адреса этой памяти, можно формировать картину на экране, записывая в оперативную память те или иные значения. Дисплейная аппаратура ориентирована на два режима работы: текстовый и графический. В текстовом режиме рабочее пространство экрана рассматривается как совокупность строк, каждая из которых содержит определенное число позиций (знакомест). В каждой позиции может быть отображен один из 256 стандартных ASCII-символов. Текстовый режим может иметь несколько вариантов, различающихся количеством и длиной экранных строк (наиболее распространенным является размер 25 строк по 80 символов в каждой). Текстовый режим является как сравнительно простым для понимания, так и несложным и эффективным в реализации. Вместе с тем он сильно ограничен по свои возможностям. Необходимая программная поддержка этого режима со стороны операционной системы является минимальной и в то же время позволяет разрабатывать развитые и эффективные интерфейсы. Модуль CRTМодуль CRT представляет собой библиотеку функций и процедур, предназначенных для увеличения возможностей текстового ввода-вывода данных. В отличие от стандартного ввода-вывода, когда он осуществляется через операционную систему, подпрограммы модуля CRT работают с BIOS, и даже непосредственно с видеопамятью. Для того чтобы стали доступны находящиеся в модуле процедуры и функции, необходимо явно указать модуль CRT командой
Модуль CRT сравнительно невелик и содержит средства, позволяющие:
Кроме этого, в модуле имеются средства взаимодействия с клавиатурой, процедуры элементарного управления звуком, а также некоторые другие примитивы. Примечание. Относительная компактность модуля CRT находится в очевидном противоречии с весьма широким спектром возможностей современных адаптеров. Иными словами, за рамками этого модуля остается много средств управления экраном. Поэтому, практически любая программа с развитой экранной компонентой использует, наряду со штатными средствами модуля CRT, дополнительные возможности адаптера, не поддерживаемые этим модулем. Многие сервисные пакеты независимых фирм, ориентированные на Turbo Pascal (например, Power Tools Plus, Object Professional), содержат расширенные варианты модуля CRT. На следующем занятии мы рассмотрим некоторые дополнительные возможности управления экраном, существенные в практической работе. Итак, мы уже знаем, что при работе с экраном через модуль CRT весь экран разбивается на отдельные строки, а каждая строка на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ. Таким образом экран разбивается на отдельные прямоугольные элементы. Рассмотрим допустимые текстовые режимы адаптера и технику их установки в Turbo Pascal- программах. В общем случае модуль CRT поддерживает пять базовых вариантов текстового режима и еще несколько дополнительных. Для установки одного из текстовых режимов предназначена процедура
где Mode - код текстового режима, который может принимать следующие значения:
Например,
Перечисленные режимы действительны для двух наиболее распространенных в настоящее время адаптеров VGA и EGA. Кроме данных режимов, для VGA/EGA-адаптеров допускаются их модификации, дающие возможность увеличит количество строк, выводимых на экран. Дело в том, что разрешающая способность этих адаптеров (то есть число пикселов по горизонтали и вертикали) позволяет строить символы в виде матриц пикселов 8х14 (для EGA) и 8х16 (для VGA). Иными словами, каждый символ строится из 14 или 16 рядов пикселов. Если же использовать для символов сокращенные матрицы размером 8х8 пикселов, то на экране можно разместить соответственно 43 или 50 строк символов, что дает возможность выводить на экран значительно больше информации. Чтобы переключиться на уплотненный режим, необходимо подать в процедуру TextMode модифицированный параметр - значение требуемого режима, увеличенное на 256. Для удобства и большей наглядности в модуле имеется соответствующая константа:
Рассмотрите пример переключения дисплея в режим цветного отображения с 43/50 строками:
Примечание. Многие программные системы допускают возможность настройки на тот или иной режим. В частности, интегрированная среда Turbo Pascal позволяет устанавливать как обычный, так и уплотненный режимы дисплея (переключатель Screen sizes диалоговом окне Preferences - команда Options/Environment/Preferences). При инициализации программы, использующей модуль CRT, значение текстового режима устанавливается автоматически, исходя из реальной аппаратуры компьютера.Текущее значение установленного режима всегда хранится в переменной LastMode из интерфейса модуля CRT. Даже в случае переключения в графический режим это значение сохраняется и может быть использовано для возврата в текстовый режим, например, TextMode (LastMode). Рассмотрим подробнее процедуры и функции модуля CRT. Процедуры управления цветом
Управление цветомИспользование цвета при разработке видеоинтерфейсов программ, отображение результатов и т.п. является важным средством повышения удобства работы с программой, улучшения восприятия информации и в конечном итоге служит повышению производительности труда. Разумное и продуманное использование цвета может заметно повысить привлекательность программы и более наглядно выявить ее преимущества. Цветные дисплеи персональных компьютеров позволяют в текстовом режиме выводить информацию на экран, используя фиксированный набор цветов. Различаются цвета самих символов и цвета фонов символов - областей знакомест, не занятых символами.Возможно независимое управление цветовыми характеристиками всех знакомест экрана. Базовый набор допустимых цветов составляет 16 цветов для символов, 8 цветов из этого набора можно задавать для фонов символов. Цвета кодируются последовательными числами от 0 до 15; эта кодировка определяется устройством дисплейной аппаратуры компьютера и поэтому не зависит от языка программирования.
Для того, чтобы вывести на экран текст с определенными цветовыми характеристиками, в языке Turbo Pascal принята следующая техника: сначала устанавливаются текущие цветовые атрибуты, после чего все тексты, выводимые процедурами write и writeln на экран, используют заданные текущие атрибуты, до тех пор, пока они не будут переопределены. Текущий цвет и фон символов задаются процедурами TextColor и ТextBackground, которые устанавливают соответственно, текущий цвет для выводимых символов и текущий фон для них. Эти процедуры вызываются с одним параметром, который представляет значение нужного цвета (можно использовать одну из представленных выше констант, ее числовое значение или произвольное выражение, вырабатывающее целое значение в диапазоне от 0 до 15). Помимо цвета, для символов можно задавать периодическое изменение яркости свечения, которое воспринимается как мерцание символа (мерцает только символ; фон остается неизменным). Как правило, кратковременная установка мерцания используется для вывода важных сообщений, имитации работающих электронных часов и т.п. Чтобы задать мерцание для выводимого далее текста, нужно увеличить значение параметра процедуры TextColor на 128; для большей наглядности этой операции наряду с кодами цветов в модуле CRT имеется соответствующая константа мерцания:
Задание. Наберите на компьютере и внимательно рассмотрите представленную ниже простую демонстрационную программу, иллюстрирующую технику управления цветами.
Процедуры и функции работы с экраном и курсором
Управление курсоромВ текстовом режиме на экране, как правило, присутствует курсор - мерцающий служебный элемент, назначением которого является указание позиции на экране, начиная с которой будет производиться вывод или ввод информации. Положение курсора на экране можно проверять и изменять, используя подпрограммы CRT. Чтобы установить курсор в некоторой конкретной позиции, используется процедура GoToXY, два параметра которой определяют позицию знакоместа на экране, в которую будет перемещен курсор. Первый параметр задает номер позиции по горизонтали (номер колонки), второй параметр - номер по вертикали (номер строки). Строки и колонки нумеруются от единицы. Например, вызов процедуры GoToXY(1,1) переместит курсор в крайнюю левую верхнюю позицию экрана, а вызов процедуры GoToXY(80,25) - в нижнюю правую. Заметим, что второй вызов даст такой эффект только в том случае, когда текущий текстовый режим равен BW80, CO80, Mono. В общем случае необходимо учитывать симло строк и столбцов для конкретного режима. Если, например, действует режим CO80+Font8x8 для адаптера VGA (50 строк по 80 символов), то приведенный выше вызов процедуры переместит курсор примерно в середину правой крайней колонки. Чтобы определить текущее положение курсора, можно использовать две функции без параметров - WhereX и WhereY, которые как видно из их названий, возвращают, соответственно, горизонтальную и вертикальную координаты курсора. Задание. Наберите, протестируйте и рассмотрите небольшую иллюстративную программу, приведенную ниже.
Прием, используемый в этой программе, можно применять для нужд трассировки. Например, при обработке очень больших файлов, которая может продолжаться довольно долгое время, имеет смысл выводить "успокаивающую" информацию, наглядно показывающую пользователю, что компьютер не "завис" (некоторые системы выдают процент сделанной работы или что-либо подобное). Текстовый режим. Модуль CRT. Работа с окнами. Управление звуком.Модуль CRT позволяет работать не только со всем экраном, но и выделять в нем прямоугольные окна. Любое окно задаётся своим верхним левым и правым нижним углами. Эти углы, так же как и положение любого объекта на экране, задаются двумя координатами: Х и Y. В качестве координаты Х выступает номер позиции в строке (нумерация начинается с 1 и идет слева направо), а в качестве координаты Y - номер строки (нумерация начинается с 1 и идет сверху вниз). При работе в окне координаты отсчитываются от левого верхнего угла окна. При запуске программы выделенное окно совпадает по размеру со всем экраном. Если режим работы адаптера 25 строк по 80 позиций, то координаты такого окна (1, 1) и (80, 25). Window(X1, Y1, X2, Y2 : byte) - определяет текстовое окно на экране. Смысл выполнения процедуры заключается в том, что все последующие действия по выводу информации действуют в пределах данного окна. Кроме того, системные процедуры, работающие с курсором - GotoXY, WhereX, WhereY, также интерпретируют свои параметры относительно левого верхнего угла последнего установленного окна. Далее, процедура ClrScr, заполняет пробелами не весь экран, а текущее окно. Значения параметров процедуры Window выбираются очевидным образом; например, вызов
определяет окно высотой в две строки и длиной в десять символов примерно посередине экрана. После выполнения процедуры Window курсор устанавливается в позицию окна с координатами (1,1). Кроме этого, эффект данной процедуры на экране никак не проявляется. Результат ее работы бывает виден только при выполнении каких-либо процедур вывода или управления курсором. Хорошей иллюстрацией механизма окон является следующая простая программа, которая в цикле производит создание очередного окна, случайным образом задавая его размеры м местоположение, а затем выводит в него серию случайных символов. Задание. Наберите и протестируйте предложенную программу. Дополните ее своими операторами и комментарием. В целях большей наглядности употребите процедуру Delay и увеличьте длительность цикла вывода символов.
Модуль CRT содержит две интерфейсные переменные типа word, которые хранят в упакованном виде координаты двух углов текущего активного окна:
Посредством стандартных функций Hi и Lo можно извлечь из этих переменных горизонтальные и вертикальные координаты углов. Наличие этих переменных избавляет от необходимости хранить информацию об активном окне в самой программе. Наблюдая работу программы Windows, можно заметить, что, когда в процессе вывода производится заполнение последней позиции окна, его содержимое сдвигается на одну строку вверх (при этом верхняя строка пропадает) и, тем самым, нижняя строка освобождается для последующего вывода. Этот механизм является естественным обобщением знакомых правил работы процедур write и writeln на случай вывода в окна. В модуле Crt имеются две дополнительные процедуры, позволяющие несколько расширить и усилить возможности прокручивания("скроллинга") содержимого окон - DelLine и InsLine. Процедура DelLine удаляет строку окна, на которой находится курсор, и перемещает все строки ниже этой строки на одну строку вверх. При этом нижняя строка очищается и тем самым допускает ввод очередной порции информации. На основе этой процедуры удобно задавать прокрутку текстов в окне в направлении снизу вверх. Задание. Наберите и протестируйте предложенную программу. Дополните ее своими операторами и комментарием.
Процедура InsLine вставляет пустую строку в позиции курсора. При этом все строки окна, расположенные ниже новой строки, сдвигаются вниз (нижняя строка пропадает).Легко видеть, что эта процедура позволяет организовать прокрутку содержимого окна (или части окна) в направлении сверху вниз. Задание. Наберите и протестируйте предложенную программу. Дополните ее своими операторами и комментарием.
Процедуры управления звукомSound(Hz : word) - процедура включает источник звука с частотой Hz герц. NoSound - процедура выключает источник звука. Процедуры для работы со звуком позволяют получить доступ ко встроенному динамику компьютера. Процедура Sound включает динамик, который начинает генерировать звук с заданной в герцах частотой тона. Это никак не отражается на работе программы, которая не будет остановлена и может продолжать нормально работать одновременно с подачей звуковых сигналов до тех пор, пока не встретится вызов процедуры NoSound, которая отключает динамик. Процедуры работы со звуком надо использовать аккуратно. Если после процедуры Sound не вызвать процедуру NoSound, то звук будет производится после завершения программы, и, чтобы его отключить, придется либо перезагружать компьютер, либо заново перекомпилировать и запустить программу, предварительно добавив в нее вызов процедуры NoSound. Процедура NoSound может следовать после нескольких процедур Sound, которые изменяют частоту тона. Очень часто процедуры Sound и NoSound используются совместно с процедурой Delay(ms : word), которая останавливает выполнение программы на указанное в параметре время. Процедура Delay использует для отсчета времени встроенную микросхему таймера, которая вычисляет десятые и сотые доли секунды недостаточно точно, поэтому не следует применять эту процедуру для точного вычисления времени. Рассмотрите пример использования звуковых процедур. Программа генерирует последовательность звуков, представляющих обычную гамму.
Функции работы с клавиатуройKeyPressed (Function KeyPressed : boolean) - определяет, была ли нажата клавиша на клавиатуре. ReadKey (Function ReadKey : char) - читает значение нажатой клавиши. Эти функции были подробно рассмотрены в теме "Циклы" первого года обучения. Поэтому здесь мы останавливаться на их изучении не будем. Внимание! Дополните любую решенную Вами задачу рассмотренными в этом занятии процедурами и функциями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект «Pascaler» лучший на ХI Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием «Шаг в будущее», Россия, Москва, 12 – 16 апреля 2004г.
|