Pascaler
О проекте Теоретический материал Тестирование Архив задач
Войти в личный кабинет



О проекте


Преподавателям


Тема: Контрольная работа.

  1. Есть ли в следующих текстах пустые операторы? (Если есть, то отметьте в тетради под какими буквами.)
    а) if x>0 then x:=2 else; y:=x+1;
    б) if odd(k) then else k:=0;
    в) begin x:=2; y:=5; end;
    г) begin a:=true; ; b:=b or a end;
    д) begin if x=0 then goto 1; y:=x; 1:end


  2. Если n=3, то какое значение будет иметь переменная f после выполнения следующего составного оператора? Запишите в тетрадь.
    begin f:=1; i:=2;
    1: if i>n then goto 9;
    f:=f*i; i:=i+1; goto 1;
    9: end


  3. 3) Найдите ошибки в программе, записав уже исправленную программу в тетрадь:
    Program Errors;
    Const L=18;
    Label 18,8;
    Var x, y:integer;
    Begin y:=0;
      8: read(x); if x<0 then goto L;
      y:=y+x; goto 18;
      L:writeln(y)
    End.


  4. Найти ошибки в следующих операторах, запишите исправленные операторы в тетрадь:
    а) begin 77: if |x|<1 then goto 5
        begin x:=x/2; goto 77; 5: y:=sin(x) end
        end;
    б) 34:if 0<x<2
        then if y<1 then goto 34 else goto 15
        else 15: y:=sqr(y)
    в) if 1<x<2
        then
          x:=x+1; y:=0;
        else
          x:=0; y:=y+1;
    г) if 1<x and x<2
        then begin x:=x+1; y:=0 end;
        else begin x:=0; y:=y+1 end


  5. Запишите в тетрадь, какое значение будет иметь переменная z после выполнения операторов
    z:=0
    if x>0 then if y>0 then z:=1 else z:=2
    при следующих значениях переменных х и у:
    а) х=у=1; б) х=1, у=-1; в) х=-1, у=1.


Сдайте свою тетрадь на проверку учителю.

Творческое задание. Придумайте и решите задачу с применением графического режима, предлагая для выбора пользователю некоторое меню.

Для любознательных

Рассмотрим решение таких задач, в которых требуется выполнить группу операторов определенное количество раз.

Задача. Дано 10 вещественных чисел. Найти величину наибольшего из них.

Program Maximum;
Uses
  Crt;
Label
  Metka1;
Var
  Kolich : integer;
  Max,
  x : real;
Begin
  ClrScr;
  Kolich:=0;
  Max:=-32768;
  Metka1 : write (‘Введите число ‘);
  readln (x);
  if x>Max
    then
      Max:=x;
      Kolich:=Kolich+1;
      if Kolich<10
        then
        goto Metka1;
  writeln (‘Наибольшее число равно ‘,x);
  readln;
End.

Рассмотрим подробнее действие операторов. После очистки экрана (ClrScr) мы присвоим переменной Kolich, которая определена для подсчета введенных чисел, первоначальное значение равное нулю. Переменной Мах мы будем присваивать наибольшее значение из вводимых чисел. Так как переменная Мах типа integer, то присвоим ей первоначальное значение равное наименьшему из диапазона этого типа, т. е. числу -32768. Далее выделен целый блок. Он будет повторяться при запуске программы 10 раз, т.е. столько сколько чисел нам нужно запросить у пользователя и исследовать их. Просмотрим действие этого блока.

Сначала мы запрашиваем у пользователя первое число и считываем его в переменную х. Затем идет анализ этого числа. Если введенное число х оказалось больше числа, находящегося в переменной Мах, то происходит пере присваивание: переменной Мах присваиваем значение х. Итак, считано одно число, поэтому счетчик введенных чисел (Kolich) увеличиваем на 1. Проверяем условным оператором, может быть уже достаточно введено и проанализировано чисел? Если Kolich меньше 10, то еще недостаточно, а значит надо вернуться для того чтобы снова запросить и проанализировать следующее число, что и выполнено с помощью оператора goto.

Этот оператор не пропустит нас дальше выполнять программу пока не выполниться условие, при котором переменная Kolich будет равна 10. А такой момент обязательно наступит, потому что в результате выполнения блока переменная Kolich увеличивается на 1. В результате выделенный блок повториться 10 раз, будет запрошено 10 чисел и среди них постоянным сравнением с предыдущим числом будет выявлено наибольшее, которое будет содержаться в переменной Мах. После выхода из блока останется только вывести это число на экран.

Задание. Решите подобную задачу с использованием выше описанного метода.

  1. Дано n вещественных чисел. Определить, сколько среди них отрицательных.


  2. Дано n вещественных чисел. Определить, сколько среди них положительных чисел.


  3. Дано n вещественных чисел. Найти их сумму.


  4. Дано n вещественных чисел. Найти их среднее арифметическое.


  5. Дано n вещественных чисел. Определить сумму чисел, стоящих на четных местах в этой последовательности.


  6. Дано n вещественных чисел. Определить сумму положительных чисел.


  7. Дано n вещественных чисел. Определить сумму отрицательных чисел.


  8. * Дано целое k от 1 до 180. Определить, какая цифра находится в k-ой позиции последовательности 10111213...9899, в которой выписаны подряд все двузначные числа.


  9. * Дано натуральное k. Определить k-ую цифру в последовательности 110100100010000..., в которой выписаны подряд степени 10.


  10. * Вычислить с - наибольший общий делитель натуральных чисел а и b.


Приготовьте файлы и листинги с решенными задачами, а также проверьте, все ли задания выполнены в тетради.

Дополнительно

Выберите с учителем задачу для решения.

  1. Написать программу для решения указанной задачи: для заданного числа а найти корень уравнения f(x)=0, где


  2. Дано число х. Напечатать в порядке возрастания числа x, 1+|x| и (1+х2).


  3. Даны числа a1, b1, c1, a2, b2, c2. Напечатать координаты точки пересечения прямых, описываемых уравнениями a1х+b1у=c1 и a2х+b2у=c2, либо сообщить, что прямые совпадают, не пересекаются или вовсе не существуют.


  4. Даны числа a, b и с (а≠0). Найти вещественные корни уравнения ах4+bx2+c=0. Если корней нет, сообщить об этом.


  5. Даны произвольные числа a, b и с. Если нельзя построить треугольник с такими длинами сторон, то напечатать 0, иначе напечатать соответствующее сообщение в зависимости от того, равносторонний это треугольник, равнобедренный или какой-либо иной.
Вернуться назад
2003—2012 © Группа «Vimedia»
Проект «Pascaler» — лучший на ХI Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием «Шаг в будущее», Россия, Москва, 12 – 16 апреля 2004г.